СУПЕРОБЛОЖКА – дополнительная бумажная, чаще всего съёмная, обложка книги или брошюры, надеваемая поверх основного переплёта (обложки), закреплённая на нём с помощью загнутых краёв (клапанов). Изготавливается обычно из плотной бумаги, которая для упрочнения покрывается лаком или дублируется с прозрачной синтетической плёнкой, что также улучшает внешний вид суперобложки. Иногда суперобложки делают из полимерных плёнок. Первоначально суперобложка применялась в дорогих изданиях для предохранения переплёта от порчи. В некоторых случаях суперобложка имеет чисто художественное значение. Обычно используется как элемент внешнего оформления издания для защиты его переплета от повреждений, загрязнений, а также в рекламных целях.

ТИПОМЕТРИЯ – полиграфическая система измерения элементов шрифта и наборных форм, за основу в которой принят французский (в некоторых странах английский) дюйм. Основные единицы типометрии: пункт, равный 1/72 дюйма (0,3759 мм), и квадрат, равный 48 пунктам (18,04 мм).

ТИРАЖ ИЗДАНИЯ – суммарное количество экземпляров печатного издания одного названия. Тираж книг, брошюр и т. п. устанавливается издательством совместно с книготорговыми организациями (после изучения читательского спроса). Обычно различают малые тиражи (до 15 тысяч экземпляров), средние (до 100 тысяч экземпляров) и массовые (свыше 100 тысяч экземпляров). Массовые тиражи в связи с большим объёмом полиграфических работ обычно печатают по частям, называемым заводами. При выпуске некоторых видов литературы тираж издания влияет на величину авторского гонорара. Обычно тираж издания указывается в выходных сведениях. Дополнительный тираж – число экземпляров издания при повторном выпуске книги в текущем году.

ТИТУЛ, ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ – начальная страница (страницы) книги, на которой помещаются основные выходные сведения (название книги, фамилии и инициалы лиц, участвовавших в создании издания, марка и наименование издательства, место и год издания и др.). Нередко содержание титульного листа расширяется: на нём помещают, например, подзаголовочные данные, определяющие тип или жанр издания, наименование учреждения, под маркой которого выпущена книга, в учебной литературе наименование учреждения, утвердившего книгу в качестве учебника или учебного пособия, и т. д. По структуре различают однополосный (одинарный) и двухполосный (разворотный и распашной) титульный лист. По технике исполнения титульные листы могут быть наборные, репродукционные и комбинированные.

ТИТУЛ ГЛАВНЫЙ (общий) – титульный лист в многотомных, продолжающихся или серийных изданиях, на котором помещаются выходные сведения издания в целом.

ТИТУЛ КОНЦЕВОЙ – последняя страница издания с его выпускными данными.

ТИТУЛ ОДИНАРНЫЙ – занимает первую страницу книги. Иногда на обороте такого Т. л. печатают аннотацию, библиотечные и книготорговые индексы, знак охраны авторского права (copyright, ©) и другие сведения. На развороте с одинарным титульным листом может помещаться фронтиспис.

ТИТУЛ РАЗВОРОТНЫЙ – часто используется в многотомных и серийных изданиях, располагается на двух смежных страницах книжного разворота. Левая страница, или контртитул, служит для размещения сведений, относящихся ко всему изданию или ко всей серии в целом. На правой странице (так называемом основном титуле) помещаются сведения, относящиеся к данному тому или данной книге. Такой титульный лист может быть и в переводном издании. В этом случае слева на развороте может помещаться титульный лист на языке подлинника, а справа на языке перевода.

ТИТУЛ РАСПАШНОЙ – также занимает две смежные страницы книжного разворота, но текст и другие графические элементы начинаются на левой странице разворота и заканчиваются на правой.
ъ